Консультативная работа учителя-логопеда
Основные этапы развития речи ребенка.
На что обратить внимание
Логопеды и психологи выделяют следующие этапы развития речи ребенка:
• Подготовительный;
• Возникновение речи;
• Развитие речевого общения.
Подготовительный этап
Это период с рождения ребенка до года. Первый год жизни малыша имеет важное значение для развития и формирования всех сфер жизни, в том числе и для развития речи.
Уже в 2 месяца у ребенка формируется ситуативно-личностное общение. Общение в этот период главная деятельность ребенка, через него формируются все отношения с окружающим миром. Младенцу в этот период важно получать положительные эмоции от окружающих взрослых, сам же он «говорит» с помощью определенных поз и движений. Речь взрослого, обращенная к ребенку, вызывает у него улыбку, радостное оживление, возбужденные движения.
К шести месяцам малыш осваивает более сложный вид общения. Теперь главная деятельность ребенка – это манипуляция с предметами и дети ищут контакта с взрослыми для сотрудничества. Ребенок сам еще не умеет говорить, но это не значит, что речь для него не важна. Голос, тембр, интонации очень тесно связаны для ребенка с конкретным человеком. Именно по речи ребенок определяет отношение взрослого к нему. Поэтому так важно в этот период как можно чаще общаться с малышом.
Сам же ребенок начинает произносить некоторые звуки, «агукать» уже в 2-3 месяца. Он пользуется этими звуками чтобы привлечь и, затем, удержать внимание взрослого, сообщить об удовольствии или, наоборот, о дискомфорте.
К 8 месяцам ребенок начинает подражать звукам, которые он часто слышит. К году ребенок понимает 50-100 слов.
Этап возникновения речи
Этот этап длится примерно с 12 до 18 месяцев. В этот период ребенок начинает понимать речь окружающих и начинает говорить первые слова.
Причем оба эти события неразрывно связаны. Взрослый дает ребенку словесную инструкцию для выполнения задачи и предусматривает не только предметное, но и вербальное действие в ответ. Если взрослый не будет настаивать на речевом ответе, то активная речь ребенка будет отставать от пассивной.
Взрослый должен привлекать внимание ребенка к предмету и несколько раз произносить название этого предмета. Таким образом, ребенок одновременно получает информацию об объекте и о его словесном обозначении. Далее взрослый просит ребенка назвать предмет или отыскать его среди прочих. Успешное действие ребенка следует награждать.
Этап развития речевого общения
Речь становится для ребенка по-настоящему средством общения. Меняется и содержание общения. Удовлетворяя свой познавательный интерес, ребенок начинает углубленно знакомиться с окружающим миром. Взрослые не должны забывать, что общение ребенка происходит в основном на фоне игры, как ведущей деятельности. Ребенок нуждается в общении со взрослым, так как для него это средство достичь взаимопонимания и сопереживания.
Для ребенка важно, чтобы его суждения и оценки совпадали с суждениями и оценками взрослого, так как это критерий правильности оценок.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПУБЛИКАЦИЯ
«Логопед поможет вашему ребенку»
Речь играет чрезвычайно важную роль в развитии ребенка. Именно через нее ребенок входит в жизнь окружающих его людей, овладевает начальными знаниями. Но, к сожалению, не все дети от рождения говорят хорошо и четко. И постепенно у таких детей возникают трудности в контакте с окружающими. Они стесняются говорить, избегают произносить слова со сложными для них звуками, пользуются жестами, становятся раздражительными, боятся насмешек. Поэтому в школу многие дошкольники идут неохотно, испытывают страх и, что естественно, отстают в учебе. Разумеется, всех этих бед может и не быть, если родители своевременно обратятся к логопеду.
Логопед научит правильной речи, поможет преодолеть речевые нарушения. К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи (в норме развития). Самым эффективным возрастом для правильной постановки звуков считается 3-5 лет. У трехлетних детей появляется интерес к звуковой речи. К 6-и годам звуки должны быть сформированы полностью.
Если, по разным причинам, звуки в шестилетнем возрасте отсутствуют или они искажены, то коррекцию звуковой стороны речи можно провести прямо перед школой. Но в этом возрасте исправить звукопроизношение будет сложнее.
Радует тот факт, что шестилетний возраст - это возраст “почемучек”. Дети много и с удовольствием общаются, формируют и выражают свои мысли, если дефект произношения не сформировал у них комплексов.
На занятиях по развитию речи, организованных в системе подготовительных курсов, в интересной игровой форме, можно откорректировать звуковую и лексико-грамматическую сторону речи, такие курсы действуют на базе МБОУ «Средняя образовательная школа № 23».
Администрация образовательного учреждения создали оптимальные условия для обучения дошкольников. В программу обучения шестилеток входят занятия по развитию речи, математике, окружающему миру, информатике, а также ведутся занятия для детей по программе «Предшкольная подготовка по логопедии». Пристальное внимание уделяется правильному звукопроизношению, уточнению и обогащению словарного запаса, развитию связной монологической речи. Дети учатся слышать звуки, определять их наличие или отсутствие в словах.
Логопедические занятия направлены на развитие мышления, фонематического слуха, слухового и зрительного внимания и памяти, на развитие мелкой моторики рук и графомоторных навыков. Полученные знания и умения станут залогом успешного обучения детей в школе.
Следовательно, уважаемые родители, если у ваших детей проблемы с устной речью, приходите на подготовительные курсы, мы постараемся вам помочь.